Дихотомии зумеров

29.09.2025

Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов – о будущем Z-сотрудников.

Завершив период летнего отдыха, зумеры вышли на поиски работы и сформировали полмиллиона резюме в августе и за неполный сентябрь – данные Авито Работа.

Одной из новинок этого бизнес-сезона оказался интерес молодых соискателей к сильному личному бренду у топ-менеджмента компаний, где им предстоит работать. Таковы данные недавнего опроса HH и агентства Faves, на который обратили внимание многие HR специалисты и СМИ.

Похоже, в ожиданиях сильных личных брендов видны проекции специфических поведенческих паттернов поколения Z: короткий фокус внимания, когда интерес контенту не превышает 4 секунд; клиповое сознание – предпочтение быстрой смены тем и форматов; зумеры – фолловеры (последователи) «цифровых божеств» и берут за модель успеха отретушированные картинки звезд соцсетей.

Конечно, это несколько карикатурный образ, и такие паттерны присущи лишь некоторой страте поколения россиян в возрасте от 16 до 25 лет. Наиболее экспансивной и оттого самой заметной страте молодежи, кто активно продвигает себя в соцсетях и ТГ каналах.

Что же известно о поколении Z за пределами карикатурных упрощений? Зумеры отличаются от предыдущих поколений тем, что они – digital native в терминологии американского эксперта Марка Пренски. Это значит, что цифровые технологии, цифровой контент и жизнь в дополненной реальности привычны им с детства.

Такая нативная, органичная жизнь в цифре неизбежно проецируется у зумеров на предпочтения работы: им интересны ИТ компании, «плоские» не иерархичные организационные структуры, интеллектуальная и творческая работа – 83% зумеров с высшим образованием развивают карьеру не на заводах. А 58% «синих» и «серых» воротничков поколения Z хотели бы посвятить карьеру интеллектуальному труду, называя подходящие для этого компании: Яндекс, Сбер, Озон и ВК. Об этом говорят данные всероссийского исследования агентства ORO, которые обсуждались на исследовательском семинаре в ВШБ ВШЭ в конце 2024 года.

Здесь и скрывается разрыв и основная дихотомия зумера как работника: готов ли он быть реальным сотрудником? Или только казаться им в увлечении личным бредом – своим собственным или руководителя. Что ждать от зумера: упорной работы или красивой «репрезентации» себя?

Ожидая найти в реальном бизнесе привычный цифровой аватар и позитивно окрашенный личный бренд руководителя, что-то вроде «фитоняши», часть Z-сотрудников рискуют получить разрыв картинки и реальности.

Недавний опрос, инициированный экспертами ВШБ ВШЭ, показал: многие руководители совсем не занимаются продвижением личного бренда, а от сотрудников ожидают не только творческий и интеллектуальный труд, но и энтузиазм в выполнении рутины и безусловное достижение КПИ. Были агрегированы мнения 1150 специалистов по коммуникациям, HR директоров и представителей ведущих компаний – членов Ассоциации менеджеров. В ответе на вопрос «Какой бренд нужно развивать в бизнесе?» превалировал выбор в пользу «тихого бренда» в противовес яркому и «громкому». Предприниматели и топ-менеджеры однозначно высказались за «тихий бренд» как инструмент личной стратегии в бизнесе. В ТГ канале Ассоциации менеджеров этот ответ выбрали 38% респондентов и всего 5% отдали предпочтение «громкому бренду».

Зумерам предстоит обнаружить: чем успешнее бизнес, тем «тише» личный бренд основателя и стейкхолдеров. Успешные бизнесмены и руководители чувствительны к своей репутации в бизнесе, а не к яркости личного бренда. Свежий рейтинг Форбс крупнейших российских плательщиков налога на личный доход подтвердил, что подавляющее большинство собственников миллиардных состояний выбирают роскошь «тихого бренда». Той страте Z-поколения, кто особенно много времени проводит в дополненной реальности и ещё не осознал разницу между цифровыми аватарами и реальной стихией бизнеса предстоит это узнать и адаптироваться.

А их работодателям необходимо выстроить систему адаптации поведенческих моделей Z-сотрудников к реальной экономике.

И тут скрыта дихотомия-2, уже со стороны работодателей: готовы ли они быть человекоцентричными или способны только казаться такими?

Именно «человекоцентричность», также как и «работа с молодежью» попали в топ-10 главных HR-трендов и тенденций, которые будут влиять на управление кадрами в 2025-2026 году. Масштабное исследование ВШБ ВШЭ проведено в партнёрстве с платформой поиска работы и подбора персонала hh.ru и стаффинговой группой «Анкор». Специалисты по управлению талантами лучше других знают особую чувствительность зумеров к «получению позитивного опыта на рабочем месте», их неприятие фальшивых тональностей и лицемерных конструкций. Если человекоцентричность работодателя окажется симулякром – работы не будет, ни вовлеченности, ни эффективности от Z-сотрудника получить не удастся.

Но есть и хорошие новости: ресурсы адаптации у поколения Z точно не ниже, чем у их предшественников. А цифровые навыки, жизненно важные для экономики знаний, работникам поколения digital native присущи имманентно.

Комментариев пока нет.

Tags:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Пользовательское соглашение

Опубликовать